дикий филолог (queyntefantasye) wrote,
дикий филолог
queyntefantasye

Categories:

борьба за коммунизм как апокалипсис

Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!
Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе:
ибо роса Твоя--роса растений, и земля извергнет мертвецов.

Исаия 26:19

Вот, кстати, о культурном значении Тиля Уленшпигеля в советской культуре: А. Безыменский, из сборника "Борьба за мир". Вот стихотворение, написанное в 1960 году, о бельгийских солдатах в Конго, под названием "Баллада о солдате, получившем пощечину". Начинается так: "Шагает по Конго бельгийский солдат. / Он яростью полон, он злобой объят."

И вот ему навстречу выходит сопротивление, во главе которого стоит, натурально, сам Уленшпигель:
"И видит солдат, что к нему издалече
Юнец белокожий шагает навстречу,
Шагает спокойно, ни шатко ни валко,
И держит в руке не винтовку, а палку.
Он статен, красив, хоть на вид смешноват.
Его облегает старинный наряд,
Крестьянский наряд, что поэтом воспет,
Фламандский наряд незапамятных лет. [...]
Украшены кудри цветным колпаком.
Увенчан колпак петушиным пером... [...]
Я - Тиль Уленшпигель, фламандский петух.
Я совесть народа, я Фландрии дух."

Солдат разряжает обойму Уленшпигелю в грудь, но тот продолжает шагать, как ни в чем не бывало, "над солдатом шутя, / Как птица свистя и смеясь как дитя..." (тут мне, честно говоря, стало жутковато - этакий коммунистический зомби). Он, как объясняет баллада, символ единения простого народа, не принимающего во внимание ни национальность, ни цвет кожи: "Я - угнетенных верный щит. / Все жарче в сердце огневое / Мне пепел Клааса стучит."
Кончается все тем, что солдат получает оплеуху и "...Ушел Уленшпигель, воинственный гёз, / К друзьям конголезцам в тропический лес."

В стихотворении "Оккупация Франции" (1951) Безыменский точно таким же образом прибирает к рукам Жанну д'Арк: она у него встает из могилы и ведет сопротивление американскому влиянию:

"В шлеме тяжелом, в одежде багряной,
Трудной дорогой, знакомой тропой
Снова шагает по Франции Жанна,
Знамя спасенья неся пред собой. [...]
Праведна цель.
          Впереди коммунисты -
Сила, и разум, и гордость страны.
Вместе с народом,
          Во имя народа
Это они, коммунисты, куют
Нации - славу,
          отчизне - свободу,
Мирную долю и радостный труд."

Это довольно поздние стихотворения, но тем не менее они продолжают идею, так страшно описанную Андреем Платоновым в "Чевенгуре": коммунистическая борьба по природе своей апокалиптична, победа коммунизма - это конец света, уничтожение неверующих, и вечная жизнь для остальных. Линия истории, входя в зону идеологии, искажается, идет рябью, сворачивается спиралью: встают полчища мертвых и идут сражаться за правое дело.
Закончу цитатой из "Чевенгура":

"– История грустна, потому что она время и знает, что ее забудут, – сказал Дванов Чепурному.
– Это верно, – удивился Чепурный. – Как я сам не заметил! Поэтому вечером и птицы не поют – одни сверчки: какая ж у них песня! Вот у нас тоже – постоянно сверчки поют, а птиц мало, – это у нас история кончилась! Скажи пожалуйста – мы примет не знали!"
Tags: cultural collisions, pop-culture, экскурсы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments