дикий филолог (queyntefantasye) wrote,
дикий филолог
queyntefantasye

метатеатр на крещатике: американское кино и очередная смена власти

У Алексея Каплера прочла невыносимо милое и нежное. Незадолго до революции, он был школьником в Киеве и бегал с друзьями в кино на разные кроваво-гротескные серии. И вот вышла у них незадача с "Тайнами Нью-Йорка":
"В то время на Украине шла гражданская война, и город занимали то петлюровцы, то деникинцы, то наши. Боюсь ошибиться, но по моим воспоминаниям Киев переходил из рук в руки не менее десяти, а то и пятнадцати раз. И всякий раз, как демонстрация "Тайн Нью-Йорка" доходила до четвертой серии, в городе происходила смена власти, синематограф, ввиду боевых действий, закрывался, а когда снова открывался, то картину начинали крутить снова с первой серии.
Между тем было достоверно известно, что в конторе "Представители фирмы "Братья Патэ на юге России", господина Розенталя, хранятся коробки со всеми десятью сериями".

И вот школьники обсуждают, как бы им посмотреть все десять серий. Ворваться, угрожая пугачем, и заставить господина Розенталя их показать? Ограбить банк и их купить?
В конце концов кто-то из них ворует у родителей пять рублей, и они подкупают киномеханика, который велит им прийти в 8 вечера, после закрытия.
"Нас было пятеро оголтелых. Мы уселись в кресла. Погас свет, и механик начал показывать картину... с первой серии!
Мы похолодели. Неужели дело дойдет только до четвертой и что-нибудь снова помешает? Эти первые серии мы знали давно наизусть.
Механик оказался человеком добросовестным и решил показать за пятерку все, что есть.
Когда закончилась четвертая серия, наше напряжение достигло наивысшей степени. Мы боялись пошевелиться, не глядели друг на друга.
И вот над нами простерся луч света, и - о, чудо! - началась долгожданная, недосягаемая пятая серия "Тайн Нью-Йорка"!
Между частями загорался свет, мы сидели мокрые, красные, с выпученными глазами и продолжали смотреть на белый экран.
Меланхолик добросовестно показал нам все десять серий. Это продолжалось всю ночь.
Когда мы вышли утром на улицу, первое, что увидели, была мертвая лошадь на тротуаре. За ночь произошла очередная смена власти. Город захватили петлюровцы. По мостовой Крещатика медленно текло варенье" (Загадка королевы экрана. 1979. 6-8).

Вот это метатеатр как он есть. Когда, во-первых, гангстеры Нью-Йорка на экране кинотеатра более реальны, чем смена власти в городе Киеве, окружающем собой этот кинотеатр; во-вторых, невозможно ни выбрать точку отсчета, ни остановить фильм, пока он не кончится; а в-третьих, из глубинного погружения в фильм выходишь в великолепный сюр Крещатика, где по улицу течет варенье из разбитых петлюровцами бочек.
Лошадь, конечно, жалко.
Tags: vyglâdyvaûŝimi, советский шекспир, экскурсы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments