дикий филолог (queyntefantasye) wrote,
дикий филолог
queyntefantasye

плохой муж? молитесь Св. Анкамбер

Итак, следующий гость на нашем шоу - замечательная средневековая святая, известная в Англии как St. Uncumber, а более официально - St. Wilgefortis (возможно, исковерканное "virgin fortis" - сильная девственница). Что именно значит имя "Uncumber" - точно неизвестно, но Томас Мор в своей работе "A Dialogue Concerning Heresies" (Диалог о ересях, 1530) шутит на эту тему следующим образом: "she good soule is as they saye seryud and content with otys. Whereof I cannot perceyue the reason / but yf it be bycause she shold proyude an horse for an euyll housbonde to ryde to the deuyll upon. For that is the thynge that she is so sought for as they say. In so moch that women hath therfore chaunged her name / and in stede of saynt wylgeforte call her saynt Uncumber / bycause they reken that for a pecke of otys she wyll not fayle to uncomber theym of theyr housbondys" (Она, добрая душа, как говорят, довольна овсом, который ей подносят. О причине этого я не могу догадаться, если только она не предоставляет лошадей плохим мужьям, чтобы они ехали прямо в ад. Потому что, как говорят, именно из-за этого она так и востребована. Так что женщины даже поменяли ее имя, и вместо Св. Вильгефорт называют ее Св. Анкамбер [прим. переводчика - имя звучит глагол "избавить, освободить от бремени" - в современном английском "disencumber"], потому что думают, что за чуть-чуть овса она не преминет избавить их от мужей).
Традицию подношения овса, кстати, подтвердил в 1538 и злобный Джон Бэйль, бывший монах и ядовитый критик католицизма. В его пьесе под названием A Comedy Concerning Three Laws of Nature, Moses and Christ, Corrupted by Sodomites, Pharisees, and Papists [Комедия о трех законах Природы, Моисея и Иисуса, извращенных содомитами, фарисеями и папистами], персонаж по имени Идололатрия предлагает тем, у кого проблемы со сном, пожертвовать овса Св. Анкамбер (“If ye cannot sleep, but slumber, / Give oats unto Saint Uncumber”).

Насколько прав Мор в своих этимологических изысках - неизвестно, но эту святую действительно очень любили женщины, и именно по этой причине: считалось, что она может освободить женщину от плохого мужа (что до эпохи разводов было, несомненно, очень ценным качеством). Я мало знаю о ее интернациональной карьере, но если верить Википедии, в Голландии ее звали "Ontkommer" (сбежавшая), в Италии и Испании "Liberata" и "Librada" (освобожденная), а во Франции "Debarras" (избавление).
История этой святой, как и vitae многих девственных мучениц, является рассказом именно о таком избавлении от нежеланного брака. Вкратце: отец пообещал Анкамбер в браке некому королю (предположительно язычнику), и в отчаянии она взмолилась богу, после чего у нее вырасла длинная, окладистая борода. Когда же жених от нее отказался и таким образом разрушился выгодный альянс, отец Анкамбер в гневе распял ее.

Эта святая интересна в частности тем, что дает некоторое представление о практическом использовании агиографии, так сказать, группами с небольшим социальным авторитетом и маленьким уровнем контроля над миром. Также, не менее интересно отношение к ней вначале писателей шестнадцатого века, а потом уже и наших современников. Гуманист и просветитель Томас Мур, например, выставляет ее в своем «Диалоге» как вредную святую, чья помощь с большой вероятностью обращается против женщин, которые о ней просят. Хотя Св. Анкамбер, возможно, и может исправить плохих мужей, более вероятно, что она либо исправит «тяжелые языки» (“comberous tongues” – игра слов на основе имени святой) самих жен, либо сведет жен в могилу и таким образом разрешит семейную проблему. Джон Бэйль в своей пьесе привязывает упоминание Св. Анкамбер к образу ведьмы-гемафродита, которая извращает саму идею святости и чудес.

В восемнадцатом веке Альбин Батлер назвал историю Анкамбер "агиографическим курьезом […] вряд ли заслуживающей того, чтобы быть включенной в собрание жизней святых за исключением того факта, что она является одной из самых наиболее очевидно фальшивых и нелепых псевдо-благочествых романтических историй, которыми дурачили и развлекали наивных христиан" (a curiosity of hagiography […] hardly worth including in a collection of lives of the saints but for the fact that it has the unenviable distinction of being one of the most obviously false and preposterous of the pseudo-pious romances by which simple Christians have been deceived or regaled). Это, заметьте, речь идет о религии, в которой, например, Св. Мария Египетская до сих пор канонизирована, а сэр Джон Шорн (John Schorne) долгие годы почитался за то, что изгнал дьявола в сапог. В памфлете Вильяма Роя под названием "Краткий диалог между отцом-христианином и его упрямым сыном" (William Roye’s Brefe Dialoge bitwene a Christen Father and His Stobborne Sonne [1527]) Джон Шорн, которого упрямый сын считает канонизированным святым, и Св. Анкамбер упоминаются вместе. При этом редакторы памфлета в издании 1999-го года считают уместным подчеркнуть, насколько абсурдна Анкамбер, но объясняют, что некоторая странность жития Шорна вполне восполняется активностью его культа.

Тот факт, что культ самой Анкамбер явно выполнял важную функцию для женщин, которые ей молились, очень часто остается как бы за рамками. Скажем, неудивительно, что у нашего канадского классика Робертсона Дэвиса в знаменитом романе “Fifth Business” главный герой, исследующий культ Анкамбер в Европе, интересуется, во-первых, не содрали ли христиане эту фигуру у язычников, а во-вторых, нет ли там медицинского прецедента. Роман написан в 1970-м году, все еще под влиянием Болландистского подхода, который все-таки ищет отделить зерна от плевел, и "исторических" святых (даже если они каким-то образом выросли из языческих фигур, что обычно вилами по воде писано) от "ошибочных культов". Ну, в принципе, Дэвис этого и не скрывает: в романе главному персонажу пишет лично Hippolyte Delehaye, которого я цитирую по ссылке выше, и поздравляет с замечательной книгой. Но когда в 2001 году вроде бы академик Ilse Friesen (тоже наша, канадская) высасывает из пальца, что Св. Анкамбер будто бы когда-то была покровительницей здоровья и фертильности, и что в поздних вариациях ее культ "дегенерировал в отвратительные суеверия" и "использовался женщинами для корыстных и иногда коварных целей" (The Female Crucifix: Images of St. Wilgefortis since the Middle Ages), то возникает, конечно, вопрос.

Почему именно эта святая, среди сотен других (которым молились для избавления от конкретных болезней, например, и детали чьих жизней не имеют никакого основания в исторических фактах), подпадает под такое пристальное и недружелюбное изучение? Дело тут, мне кажется, в том, что эта святая выполняла функцию, идущую прямо наперекор церковной доктрине. В обществе, где не существовало развода, и где ответственность за удержание мужа в семье зачастую возлагалась на женщину (вплоть, например, до официальных советов заниматься с мужем сексом в пост, несмотря на греховность такого занятия, дабы он не пошел к продажным женщинам и не совершил таким образом еще большего греха), Св. Анкамбер создавала для католичек вроде бы легитимный способ борьбы с проблемой неудачного замужества, таким образом представляя собой некоторую угрозу для нерадивых мужей. Поэтому, мне кажется, начиная с Томаса Мура, мы наблюдаем традицию клеймления этой святой и выставления ее не просто недейственной, но еще и нелепой, обманчивой, отвратительной и даже свидетельствующей о том, что у женщин-христианок могли быть - о ужас! - свои корыстные цели (потому что, конечно, обычно-то святых покровителей имели из чистого альтруизма). Как результат, сегодня Св. Анкамбер почти забыта; а ведь святая-то полезная! Я бы ее именем, например, женские шелтеры называла или кризис-центры – и со смыслом, и традиция вековая, и даже ассоциации всякие замечательные – с ведьмами, с гендерной пластичностью, с возможностью выбора. Ну и главное, была бы своя собственная святая покровительница, а это никому никогда не мешало.
Tags: arôme académique, pop-culture, экскурсы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments