дикий филолог (queyntefantasye) wrote,
дикий филолог
queyntefantasye

Categories:

Бриджит Джонс: взгляд в бездну

Первые книги о Бриджит Джонс ввергают меня в пучину нервного ужаса вовсе не потому, что Бриджит как персонаж мне приятна или неприятна, и не из-за ее умственных способностей (о которых, надо честно признаться, читатель узнает сравнительно мало). Дело в том, что Бриджит - натурально персонаж из моих кошмаров, неизвестно как воплощенный в жизнь, хотя по всему выходит, что до взрослого возраста дожить, да еще при этом закончить университет и купить квартиру, она никак не смогла бы.

У академиков - специфические кошмары. Нам снится, что мы опаздываем на урок и приходим, когда все уже разошлись, что во время лекции смотрим вниз и вдруг оказываемся без юбки, или, например, полностью забываем, о чем доклад на конференции. Или, когда надо писать статью, не пишем ее, пока не проходят все сроки. Мне как-то приснился выразительный сон про то, как ко мне на урок приходит официальный наблюдатель, но мало того, что студенты постоянно пытаются сбежать, так еще, когда я начинаю раздавать какие-то упражнения, вдруг оказывается, что на них порнографические картинки. Или вот у Дэвида Лоджа в академическом романе "Маленький мир" (David Lodge, Small World), некий профессор никак не может написать доклад дальше первого параграфа. И вот он все откладывает и откладывает, все обещает себе, что вот сейчас сядет и напишет - на самолете, в комнате отеля, утром перед докладом - и оказывается перед комнатой, полной людей, с одним только абзацем текста (к счастью, когда он дочитывает абзац, начинается паника по поводу подозрения эпидемии, и конференция быстро сворачивается. хэппи энд. поднимите руку, те академики, кого только что пробрала нервная дрожь!).

А Бриджет Джонс, собственно, живет в этом кошмаре. Я вижу в ней все свои тенденции и страхи, только во много крат увеличенные, жуткие, как глаза мухи под лупой: вот она заключает договор на интервью с Колином Фертом - удача! первый шаг в мир журналов, куда она так стремится!
Вот она собирается на интервью - красит, красит, мучительно красит ногти в самый последний момент (перестань! бьется в немом крике читатель. самолет не ждет!) - пропускает все сроки отправления и, конечно, опаздывает на самолет. Вот она на интервью: и, нервно хихикая, как в дурном сне, задает все не те вопросы, а потом, будто под наваждением, в медленной съемке, начинает домогаться актера. Вот она вернулась и пишет статью: сначала правильно одевается и красиво садится, потом отвлекается на одно, другое, третье - а время тикает, тикает! и опять читатель закрывает глаза, ожидая неминуемого - конечно, тягучее время вдруг щелкает лопнувшей лентой, все сроки пропущены, статья не написана, позор, позор.

Бриджит Джонс тревожит меня не потому, что мы с ней не похожи - наоборот, потому, что мы с ней похожи слишком: я болею душой за все ее "невнесенные взносы, неоплаченные счета, неподсчитанные
расходы, ненаписанные письма и пропущенные свидания," и остро помню из страшных снов это мучительное, неодолимое чувство потери контроля, обсессивного накрашивания ногтей, пока часы тикают, а лекции остаются неподготовленными, статьи ненаписанными, а сочинения непроверенными. И, наверное, именно поэтому третья книга показалась мне немного несообразной: карикатурный персонаж, ходячая гипербола, умудрившаяся-таки выйти замуж, родить детей, и растящая их одна? Это вдохновляет, наверное, но хтонический ужас, ощущаемый тем, кто смотрит на экран компьютера и просто не может начать писать то, что завтра сдавать, утерян.
Tags: arôme académique, pop-culture, все пожрал проклятый долгоносик!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments