дикий филолог (queyntefantasye) wrote,
дикий филолог
queyntefantasye

Category:

когда мама - медведица (мамы и дочки в американских мультфильмах)

Мурр так волшебно написала о мультике Frozen (Снежная королева), что мне тоже захотелось об этом поговорить. Несколько лет назад Пиксар сделал мультфильм Brave (Храбрая сердцем), который ожидали с большим нетерпением, т.к. он должен был быть о смелой, неженственной принцессе, а потом как-то очень быстро забыли, и частично, мне кажется, потому, что он довольно откровенно обсуждает проблему отношений между мамой и дочкой.
Именно с этой темой американские мультфильмы обычно обращаются в очень завуалированной форме. Например, в Tangled (Рапунцель) - абьюзивная мама, маниакально удерживающая дочь при себе, оказывается не просто неродной, а вообще злой ведьмой, укравшей ее у настоящей, любящей матери. В Coraline Тима Буртона - еще интереснее. Главная героиня, во многом - ребенок, заброшенный занятыми родителями - уходит в "зазеркальный" мир, где все крутится вокруг нее, а ее реальные соседи становятся персонажами ее личной сказки. Этот мир управляется ее "the other mother" (ее "другой" матерью, изнанкой и отражением настоящей, отсутствующей мамы), которая хочет Коралину сделать своей куклой, уничтожить эмоционально - пришить ей вместо глаз черные пуговицы и любить сильно-сильно, пока не залюбит вконец.

А вот в "Храброй сердцем" проблематичные отношения между мамой и дочкой не заметаются под ковер существованием "настоящих", хороших мам.Сам конфликт не очень оригинален: шотландская принцесса Мерида, воспитанная частично папой, замечательно стреляет из лука (фильм-то я частично посмотрела из-за того, что сама в то время стреляла из лука, хоть и гораздо хуже), любит дико скакать на лошади по лесу, а вышивать и т.д. совсем не любит, чем мама ее, королева Элинор, страшно недовольна. И вот, в целях создания политического альянса, Мериду планируют выдать замуж за кого-нибудь из сыновей других предводителей кланов, хоть и оказывается, что она стреляет из лука гораздо лучше их всех, и потому в честном состязании им ее невозможно выиграть. Мама непреклонна, и в отчаянии, Мерида обращается к местной ведьме с просьбой изменить свою судьбу; а ведьма, как типичный представитель своей нелегкой профессии, продает ей пирог для мамы, который и превращает королеву Элинор в медведицу (я во многом упрощаю сюжет, но суть остается).
Судьба Мериды действительно резко меняется. С одной стороны, цель сюжета тут - показать как трансформируется характер Мериды: ей приходится взять на себя роль медиатора и остановить назревающий конфликт между кланами, пока ее мама-медведица задними ходами выбирается из замка. Ей также приходится принять на себя ответственность за маму, что до сих пор не приходило ей в голову. Кроме того, до второго восхода солнца после превращения Мериде нужно найти способ превратить маму обратно в человека.
Но в то же время, в маме человеческое прошлое борется с медвежьей сущностью: то есть Мерида одновременно становится гораздо ближе к маме, чем раньше, так как они вместе преодолевают разные трудности, и в то же время - постоянно наталкивается на факт, что перед ней все-таки чужое, нечеловеческое существо, дикий зверь, который, забывшись на момент, может ее саму разорвать на части.
Очень показательна тут сцена ловли рыбы. Элинор-медведь голодна, в ягодах она не разбирается, и Мерида учит ее ловить рыбу в реке. Они очень идиллически играют в волнах, брызгаясь и хохоча; но в какой-то момент Мерида, откидывая мокрые волосы назад, вдруг видит, что мама-медведь совершенно не обращает на нее внимания, а, стоя в воде спиной, торопливо ест рыбу. А потом добредает до берега, отряхивается, и начинает уходить в лес. Мерида в недоумении бежит за ней, зовет - и вдруг к ней поворачивается сердитая, рычащая медведица, из глаз-бусинок которой пропало все человеческое, и заносит над ней лапу (смотреть вот тут, примерно с 45-й минуты).
На этом месте мы с сестрой в кинотеатре замерли ("Мама!") и дружно зарыдали, прикрываясь шалями.
Это на самом деле гениальный момент. От матери ожидается, что она будет полностью прозрачна и предугадаема для ребенка, но постоянно играть эту роль практически невозможно. Чем старше, тем больше ребенок убеждается, что мать - отдельное от нее существо, не всегда понятное и потому опасное. В мультике очень заезженная сцена идиллической игры на природе вдруг полностью меняет тон: мама кажется карикатурной, толстопопой медведицей, которая смешно стесняется своего облика и звериных нужд, но когда она уступает своему облику и поддается зову окружающей природы, дочери резко перестает быть смешно и становится страшно.

Но самое замечательное в этом фильме то, что звериная эта сущность вовсе не делает Элинор худшей мамой: наоборот, она разрешает ей встать на защиту дочери и броситься в неравный бой с проклятым медведем Мордю, преследующим их род. Этому моменту в фильме (там же, смотреть с 105-й минуты) я вообще не могу эмоционально сопротивляться: бедная мама-медведь, еще минуту назад затравленная, опутанная веревками, готовая принять смерть от копья короля, собственного мужа, встает на дыбы, разрывает веревки и бросается биться за свою непутевую дочку до последнего, рыча во всю свою медвежью глотку.

И побеждает, конечно.
Tags: family matters, pop-culture, экскурсы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments