дикий филолог (queyntefantasye) wrote,
дикий филолог
queyntefantasye

Category:

западное бескультурье: закрытие театров или флейта в жопе

Как известно, осуждение западных стран за их бескультурность - это совершенно не новый феномен. Советские театроведы сплошь и рядом сокрушались, что на бездуховном западе настоящего, живого, и сочного театра никто не ценит, классика не ставится, а публика хочет видеть либо красочные, бездумные фильмы, либо, на худой конец, варьете, желательно с обнаженкой и гротеском.

Так, например, в пьесе Олеши "Список благодеяний" (написана в 1930-м году, переработана в соответствиями с требованиями цензуры в 1931-м), актриса Леля стремится на Запад, так как считает, что там ее талант будет больше востребован. Но, приехав во Францию, она обнаруживает, что никто не приглашает ее играть Гамлета, как она надеялась. Вместо этого, чтобы удовлетворить запросы публики, импрессарио Маржерет предлагает переработать известную сцену из пьесы и вместо монолога Гамлета просто вставить флейту в жопу и сыграть что-нибудь:
"Я говорю вам, что интересной работа с флейтой может быть такая. Сперва вы играете на флейте… Какой-нибудь менуэт… Чтобы публика настроилась на грустный лад. Вот. Затем вы флейту проглатываете… Публика ахает. Переключение настроения: удивление, тревога. Затем вы поворачиваетесь к публике спиной, и оказывается, что флейта торчит у вас из того места, откуда никогда не торчат флейты. Это тем пикантней, что вы женщина. Вот. Слушайте меня, это замечательно. Затем вы начинаете дуть во флейту, так сказать, противоположной стороной, — и тут уже не менуэт, а что-нибудь веселое… Понимаете? Публика в восторге, хохот, буря аплодисментов" (из "Юрий Олеша и Всеволод Мейерхольд в работе над спектаклем 'Список Благодеяний'", редакция Виолетты Гудковой).

Но "Список благодеяний", в принципе, пьеса в общем очень сюрреальная, и не зря всем за нее в конце концов так досталось по результатам постановки - и Олеше, и Мейерхольду, и Зинаиде Райх, сыгравшей Лелю.

А вот, например, повесть "Тоня" (1937) Ильфа и Петрова - классика жанра, можно сказать. Инженера Говоркова шлют работать в Вашингтон. Его жена Тоня едет с ним.
Дальше, конечно, начинаются ужасы эмиграции: Тоня по-английски не говорит, ей скучно, ей нудно, ей тошно, вокруг меркантильные американцы, улицы называются буквами и цифрами (что, по словам Тони, "гадость"), а культуры вокруг никакой нет. В кино показывают однотипные американские фильмы.

И вот ее прорывает:
"    - Но у меня как-то сегодня вечером настроение неважное. И картина тоже, как все остальные. Позавчера была картина "Е", а сегодня - "Ф". Нет, не нужно больше ходить в кино. Давайте пойдем на будущей неделе в театр. Посмотрим какую-нибудь серьезную пьесу.
      - Что вы, Тонечка, - сказала Наталья Павловна. - В Вашингтоне нет ни одного театра. Зимой иногда приезжает на гастроли какая-нибудь труппа, даст несколько спектаклей и уедет. А постоянного театра здесь нет.
      - В столице Соединенных Штатов, - с удивлением переспросила Тоня, - нет ни одного театра?
      - Ни одного. Только кинематографы.
      - Прямо нахально с их стороны, - заметил Костя.
      - С чьей стороны? - сказала спокойная Наталья Павловна. - Живут себе люди как им нравится - вот и все. Детка, тут дело ясное. Если бы театр был выгоден - существовал бы театр. Но оказалось, что кино дело более прибыльное - и театра нету. Ясно?
      - У них все ясно. Как в медном тазу, - буркнул Костя. - Ничего, Тонечка, вернемся в Москву, пойдем в Художественный."

В Вашингтоне, понимаете, нет ни одного театра, так как они невыгодные. Ни одного. Потому что бездуховная Америка.
А между тем, Национальный Театр в Вашингтоне открылся в 1835 году и работает по сей день. Например.
Более того, был такой президент Авраам Линкольн. Его в 1865 году застрелили в театре. В театре Форда. В Вашингтоне.

Тут надо признать, правда, что после смерти Линкольна власти приказ, которым, в память о президенте, навечно запрещали использование театра для публичного увеселения. Выплатили Форду компенсацию, а здание забрали себе.
Зря, что Ильф и Петров не осветили этот момент в повести.
Дескать, был театр в Вашингтоне, но агрессивные и бездуховные американцы там стреляли.
А потом вообще забрали его у народа.
Tags: pop-culture, глажка газет утюгом, советский реализм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments