?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
вопрос в студию
queyntefantasye
Надеюсь, что кто-нибудь, побольше моего знающий о раннесоветском театре, может подсказать.

Четвертого апреля 1922-го года в "Жизни искусства" дана маленькая заметочка об Академическом театре драмы, в котором собираются ставить "Отелло" (собственно, почему она и привлекла мое внимание). Кроме того, в заметочке написано: "Труппа сокращена на 40%. Уволены почти все мимисты".
Что за мимисты? То есть я посмотрела определение: у Ожегова "мимист" - это артист, искусно владеющий мимикой. Но ведь это не специализация? Кое-где еще на просторах интернета написано, что это устарелый синоним для слова "мим" - т.е. артист, специализирующийся на пантомиме. Но неужели там было столько мимов, что надо было их упоминать отдельно? В общем, загадка.
Помогите, кто чем может, люди добрые!


  • 1
Скорее всего миманс имеется в виду.
Год голодный, пайков не хватает (а добрые мейерхольды всех мастей ещё и требуют сбросить академиков с корабля современности), вот и сократили массовку.
Можно дистрибуцию в НКРЯ посмотреть, кстати, но думаю так.

Edited at 2019-02-17 06:09 am (UTC)

Спасибо!
и за НКРЯ отдельно.

Я тоже подумала, что миманс.

Позорно признаюсь, что до сегодняшнего дня никогда не слышала этого слова.

Одно вхождение есть, за 1903 год.
В. Г. Авсеенко. 200 лет С.-Петербурга. Исторический очерк (1903)

Эти боковые аллеи доставляли гостям возможность часто отдыхать, потому что укрывали садившихся от взоров государыни. Красота, благоухание и тепло в этой своего рода роще, ― тогда как из окон были видны только лед и снег, ― казались чем-то волшебным». В большом ходу были также придворные спектакли, для которых в новом Зимнем дворце устроена была театральная зала, где итальянская труппа давала оперы, комедии и интермедии. Труппа была довольно большая, так как кроме певцов в нее входили комедианты, мимисты, танцоры и музыканты. Оркестр этой труппы играл также во время придворных обедов. Кроме того, положено было и первое основание русскому балету: учителю танцев в шляхетском корпусе Ланде поручено было обучать балетному искусству 12 мальчиков и 12 девочек, выбранных самой императрицей в семьях дворцовой прислуги. Другой придворный театр был в Летнем дворце. [В. Г. Авсеенко. 200 лет С.-Петербурга. Исторический очерк (1903)

То есть в контексте 22 года скорее именно миманс для массовых сцен.

Анна Ахматова говорила о танце Галины Улановой, что она плохая балерина, но "мимистка замечательная - когда умирает, подбородок делается восковым". Единственный случай, когда я это слово встречала.

Стопудово миманс! А в редакциях тем временем сократили всех корректоров, и читать газеты без слёз невозможно, там дичайшие очепятки.

Edited at 2019-02-17 09:48 am (UTC)

Спасибо!

В литературной периодике вроде ничего, в общем и целом. Или, может, я подсознательно списываю на разницу в орфографии.

Кстати, вы мне недавно приснились. Ничего уже не помню, только то, что мы с вами как-то встретились по работе и имели очень приятный разговор (видимо, о 20-х годах). :)

:)))
Даже знаю причину! У меня сейчас как раз перед рабочим компьютером выложены стопки книг о Шекспире. Их передают из читального зала в "основной фонд", а моя задача вбивать описания в электронный каталог. Тонкий мир, стало быть, срезонировал:)

Миманс, конечно.

Черкнула с утра, торопилась. По дороге обдумала, что все же, миманс это мимический ансамбль, так что слово "мимист", возможно, совершенно правильно было использовано в оригинале.

Вообще говоря, этот самый мимический ансамбль - это изумительное явление. Актеры миманса состоят в списке труппы в русских театрах, здесь это не принято.

Я, в принципе, именно так и поняла ваш комментарий.

интересно. в русских театрах миманс до сих пор широко используется, вы бы сказали?

Я не знаю, откровенно говоря, я ведь уже много много декад не была в России.
Но в 90ые годы, во время Перестройки, в рамках культурного обмена, было много делегаций американских театральных деятелей в Россию (в основном, в Москву и Питер, вестимо). Вот это наличие целого коллектива миманса при театрах очень впечатляло тогда наших американских актеров и режиссеров. Я от многих это тогда слышала, и сейчас, благодаря вашей записи, вспомнила.


Еще раз огромное спасибо, что поделились!
у меня этого контекста совершенно не было.

Ну что вы! Я теперь прочла другие комментарии, там и впрямь настоящие интересные ссылки. Всегда очень приятно, когда люди делятся своими часто глубокими знаниями.

миманс - массовка без слов

А вот когда БТД ставил Юлия Цезаря, тоже в 1922, массовка была настолько гигантской, что был задействован не просто весь состав и все студии, но еще и все служащие театра, по уверениям "Жизни искусства".
Представляешь?

потом Петр Гнедич критиковал за то, что в массовке слишком много женщин.

Это распространенный (и даже единственный) термин в театре начала ХХ века для миманса. Ср. в объявлении 1930 г.: "АКАД.БОЛЬШОЙ Т-Р СССР объявляет конкурс на свобод, штат. вакансии артистов мимического ансамбля (мужчин) на оклад 35 руб. в м-ц. Но условиям работы мимисты заняты утром и вечером. На испытании требуется: 1) умение ритмически двигаться под муз., 2) умение танцевать (полонез, вальс, полька, мазурка и т.п.), 3) выполнение сценич. этюда".
Будучи промежуточным звеном между труппой и техническим персоналом, они первыми оказывались под ударом. Впрочем, для них существовали даже специальные курсы (в частности, при Мариинском театре); ср. в восп. Н. Черкасова: "Одновременно, стремясь сохранить и упрочить связь с театром, я поступил на краткосрочные курсы мимистов, открытые при Мариинском театре для подготовки новых кадров. Там нас обучали пластике и мимике, уменью двигаться на сцене под музыку, учили выразительному жесту и, наконец, танцам — наиболее ходовым на оперной сцене танцам из «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» и из других опер, включенных в репертуар Мариинского театра"; "Поэтому я не без волнений ожидал конкурса в штат мимистов Мариинского театра, где, как мне думалось, лежал ключ ко всему дальнейшему. Проба в открытом конкурсе, однако же, прошла удачно. Я выполнил предложенные мне этюды под музыку, был принят мимистом третьей категории и 23 июля 1919 года получил свой первый театральный контракт".
Ну и т.д.

Как интересно, спасибо большое!
надо будет найти его воспоминания, для контекста.

  • 1