дикий филолог (queyntefantasye) wrote,
дикий филолог
queyntefantasye

Categories:

раскопки: о том, как одна юная девушка наконец-то занялась сексом на природе

Посмотрели недавно вышедший, довольно чудовищный фильм "Раскопки", который об обнаружении курганного некрополя Саттон-Ху перед второй мировой. Я вообще с огромным подозрением отношусь к фильмам, которые "основаны на правдивой истории" (based on a true story), потому что в моем опыте от правдивой истории там обычно остается несколько исторических фактов да пара имен, а остальное место занимает гора клише, которые потом наивная публика принимает за историческую правду. Можно сказать, киноиндустрия еще за "Игру в имитацию" не ответила, и вот опять.

Сюжет фильма "Раскопки" прост и душещипателен. Главная героиня Эдит явно одолжена из девятнадцатого века: она молода (актрисе 35 лет), очаровательна, бледна и неизлечимо больна. То есть в начале фильма она совершенно бодро бегает, но уже буквально через пару недель вдруг начинает хвататься за сердце и становится понятно, что этот нежный цветок будет срезан в самой середине цветения. Путем взятия у нее кардиограммы бравые врачи 1939-го года понимают, что у Эдит с самого детства повреждены клапаны сердца и она вот-вот умрет.
Но нежная Эдит не сдастся смерти, пока не увидит, что там у нее зарыто на заднем дворе. Для этого она выписывает себе пожилого сурового Базиля Брауна, археолога-самоучку, и отправляет его рыть. Между ними на почве совместной любви к археологии даже возникает Чувство, которое заставляет Эдит звать Базиля к себе на ужин и наряжаться в бриллианты и платья с открытой спиной. И только из-за женатости Базиля и высокоморального облика главных героев их единственный поцелуй случается, когда Базиля засыпало землей на раскопках, а Эдит его откопала и делала ему искуственное дыхание.
Вдвоем, Эдит и Базиль противостоят косному миру британских музеев, который не ценит Эдит из-за того, что она женщина, и не ценит Базиля из-за его пролетарских корней. Антагонистом выступает пожилой (актеру 65) и именитый археолог Чарльз Филипс, которого фильм заставляет презирать Базиля по классовым причинам и всячески его щемить. Так как сам Филипс слишком толст, чтобы самому заниматься раскопками, он приглашает коллегу Стюарта Пигготта с юной женой Пегги, которая ему нужна исключительно за маленький вес (чтобы не проваливаться в артефакт). Ага! понимает читатель. Да он же еще и проклятый мизогин, который ни в грош не ставит женский профессиональный потенциал! А Стюарт Пигготт и женский чувственный потенциал тоже ни во что не ставит, так как испытывает Чувство к собрату по раскопкам, а не к жене.
И, конечно, в конце фильма наступает полный катарсис: Эдит, дождавшись конца раскопок, сразу же умирает, Филипс нехотя признает, что даже пролетарий Базиль кое-что умеет, а Пегги бросает своего мужа и наконец-то занимается сексом на лоне природы с мужественным кузеном Эдит, специально выдуманным для этой цели создателями фильма.

Так вот. Во-первых, настоящей Эдит в 1939-м году было 56 лет. Никаким нежным цветком с открытой спиной, у которого с детства повреждено сердце, она не была. Напротив, она широко путешествовала в юности с родителями (посетив, например, Египет, Грецию, Индию и Штаты), потом во время первой мировой волонтерила медсестрой в Британии и Франции. После смерти родителей унаследовала огромнейшее состояние и в возрасте 43-х лет вышла замуж за давнего обожателя, сына мелкого предпринимателя. В 47 лет родила сына Роберта. Вот так вот она выглядела:

Умерла Эдит тремя годами позже, от инсульта.

Суровый пожилой Базиль Браун, между тем, был на пять лет её младше, но, надо думать, в жизни не лез в неукрепленные траншеи, поэтому и землей его не засыпало, так что обошлось без искусственного дыхания и платонического поцелуя.

Пожилой именитый Чарльз Филипс был на самом деле младше нежной Эдит на 18 лет (а Базиля, соотвественно, на 13). Более того, Филипс был никакой не аристократ. Его мать, например, управляла молочным хозяйством, а за его школу платили Свободные Масоны, в которых до смерти состоял его отец. Как все уже догадались, наверное, он, кроме того, был и не толст, и потому фотографии раскопок показывают, что они принимал в них участие наравне со всеми. Базиля он не дискриминировал, а даже сильно хвалил за качество его работы.

Но хуже всего "Раскопки" обошлись с парой Пигготтов, и в частности с Пегги Пигготт. Как я писала выше, по логике фильма Пэгги приглашают на раскопку только за её малый вес. Вообще, если не знать реальную историю, то из-за разницы в возрасте супругов (между актерами 20 лет разницы) легко подумать, будто это профессор женился на студентке и частично поэтому все к ней так несколько пренебрежительно относятся. На самом деле же Пегги была всего на два года младше своего мужа: они вместе учились и к тому моменту были уже три года женаты. Более того, к 1939-му году она уже была довольно известна своей работой: у нее были два высших образования в археологии, и она уже участвовала в крупных раскопках, причем в последний раз в качестве руководителя. В фильме ей зачем-то присобачили огромные очки, видимо, для очаровательной нёрдовости, но на фотографиях того периода она без очков и с короткой стрижкой. Например, вот фотография с раскопок 1937-го года:

То есть, хотя в фильме Пегги блеет, тряся короткой юбкой, что у нее нет никакого практического опыта, и потом проваливается ногой в артефакт шестого века, на самом деле она была к этому моменту известна как опытный специалист. На этих раскопках, кстати, были и другие женщины. Но в фильме они не отражены, а Пегги в основном представляет собой не профессионала, а навязший на зубах сюжет "юная девушка пытается принять собственную сексуальность". Соответственно, к концу фильма она наконец-то бросает своего мужа (на самом деле они расстались 15 лет спустя, ну да чего уж тут) и нам наконец-то показывают обещанный с самого начала "partial nudity, sensuality".
Но ещё более противно то, что она совершенно не упоминается в заключительных кадрах, где, по законам жанра, появляются надписи, сообщающие нам, что дальше было с персонажами. Полагаю, что режиссеры до такой степени переврали её персонаж, что там оставалось только промолчать, а то были бы вопросы: умер ли на войне выдуманный кузен Эдит, или они все-таки с Пегги потом поженились? или как?
А ведь на самом деле Пегги стала известным и очень продуктивным археологом и была активна еще полвека: участвовала во многих раскопках, обширно публиковалась (последняя публикация, уже после ее смерти, в 1999-м) и стала большим авторитетом в своей научной области.

А потом, конечно, мои студенты, насмотревшись вот такого, рассуждают о том, как "в былые времена" (back then) женщинам ничего не разрешалось делать и говорить, и ни на что они не влияли. По-моему, это какой-то особенный сорт цинизма: когда фильм обещает наконец-то рассказать правду про людей, преданных своему делу, чьи имена замалчивали, а вместо этого нам лепит пошлейшую мелодраму, которая обязательно должна кончиться высоким союзом Эроса и Танатоса - одновременно происходящей смертью Эдит и оргазмом Пегги.
Tags: pop-culture, все пожрал проклятый долгоносик!, экскурсы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 93 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
!!!!!!!!!!!
именно! :))
Спасибо, очень весело и зло. Вот мечтаю я так же постсоветское пойло "Битва под Севастополем" пересказать - в котором тоже стереотипов антигендерных море разливанное
:)) вот хорошо бы! перескажите! (я не смотрела, кстати)

я еще во время фильма сказала, ничего об этой истории не зная, что готова спорить на много денег: тут все переврано. но НАСКОЛЬКО переврано я даже и не подозревала...
Дааааа, ужас какой. А ведь с хорошими актёрами... Интуиция меня не подвела, несмотря на них, не тянуло меня его глядеть...
Я посмотрела потому, что мне интересна была именно история раскопок. Ну вот хотя бы узнала, кто такая Peggy Piggott (она же Margaret Guido).
там красивые съемки природы, кстати.
Сразу вспомнилось из книги The Difference Engine, как Дизраэли, выбравший в этой версии вселенной профессию писателя, редактирует воспоминания главгероя о путешествии по землям Северной Америки:

— Она была хорошей швеёй, можете упомянуть об этом. Мы завоевали её… гм… расположение, дав ей иглы. Стальные иглы вместо заостренных кусков бизоньей кости. И конечно же, стеклянные бусы. Они все без ума от стеклянных бус.
— Поначалу робкая Фиалка Прерий избегала белых людей, однако мало-помалу любовь к женскому рукоделию взяла в ней верх над застенчивостью, — пробормотал Дизраэли и начал быстро строчить.
!!! я не читала.

занесу в список. очень смешно.

maiorova

2 months ago

panda666

2 months ago

maiorova

2 months ago

panda666

2 months ago

maiorova

2 months ago

А ведь реальная история была бы куда как интереснее... Но всё пожрал проклятый долгоносик, да.

А про "Игру в имитацию" вы уже писали?
Вот!! я полностью согласна.

Нет, "Игрой в имитацию" я была так разгневана, что даже написать ничего не смогла. Меня просто на тот момент давно интересовал Алан Тьюринг, и я наивно обрадовалась, что вот наконец-то про такого интересного человека сделали фильм, да еще с Камбербатчем!
меня особенно разозлило, что там Джоан Кларк выставляется как Единственная Женщина, Достойная того, чтобы Взламывать Коды на Благо Страны. при том, что 75% из людей, занятых во время войны в Блетчли Парк, были женщины. и даже среди криптоаналистов она не была единственной женщиной.

anna_i

2 months ago

queyntefantasye

2 months ago

ikadell

2 months ago

klavdiaivanovna

2 months ago

queyntefantasye

2 months ago

Бу-га-га. Мы с мужем посмотрели буквально два дня назад, ему кто-то порекомендовал. Я конечно всех подробностей не знала, но реакция была примерно такая же (хотя мужу понравилось, он более сентиментален :) И про Imitation Game всё правильно - совершенное уродство. Сделали из Тюринга придурка, потому что большой математик должен быть именно таким - нёрдом без эмпатии и чувства юмора. Хотя он совсем не был таким.

Мне правда показалось что в фильме смерть Эдит не запечатлена.
У меня мужу тоже понравилось, кстати! сначала.

момент смерти там выпущен, это да, но он очень отчетливо подразумевается в переходе от момента, где сын везет Эдит в раскопанном корабле в звездное небо, воссоединяя ее с умершим мужем (видимо, кивок на то, что реальная Эдит увлекалась спиритуализмом, была частью соответствующей церкви и даже посылала туда Базиля за откровениями), и сразу к моменту, где Базиль, закапывающий сайт обратно, поднимает голову и смотрит, со слезами на глазах и сняв кепку, как печальный Роберт, одетый в черный костюмчик, садится в машину.

anna_i

2 months ago

queyntefantasye

2 months ago

anna_i

2 months ago

queyntefantasye

2 months ago

Это который the Dig? Вот прям сейчас посмотрела трейлер на нетфликсе и прифигела. Такие актеры прекрасные, но смотреть теперь совсем не хочется(

именно он.
ну, там красивые виды природы и актеры хорошо играют... но вообще не могу его рекомендовать.
интересно, что он снят по роману, написанным племянником Пегги Пигготт (позже Гуидо), после её смерти. интересно было бы прочитать роман, и посмотреть, какие из фантазий растут оттуда, а какие придуманы уже сценаристами.

acubabiza

2 months ago

1. Напишите про "Игру в имитацию", пожалуйста!

2. "Свободные масоны" обычно переводятся как "вольные каменщики", вроде бы?.. или так тоже?

3. Несоответствие реальной истории и основанного на ней фильма было забавно обыграно в эпилоге мультипликационного фильма "Цыплёнок Цыпа" Chicken Little, 2005 г. История идёт своим чередом, главный герой спасает мир, и по его истории по сюжету делают фильм. И уморительно видеть этот фильм в эпилоге. Во всяком случае, на момент просмотра это произвело хорошее впечатление.

4. Спасибо за сэкономленное время, чтобы не строить ожиданий от этого фильма. Вообще мне не понятно, чем руководствуются, когда делают якобы исторический фильм, настолько сильно искажая. Это же не документальный жанр. Тут вымысел. Художественный фильм. Ну так и сообщите зрителям честно, что история вымышленная, вдохновением послужила история такого-то открытия. Но нет, зачем-то надо вводить зрителей в заблуждение.
1) у меня пока "Эпидемия", она же "To the Lake", на очереди! стучит мне в сердце.

2) черт их знает. вообще слова "масоны" и "масонство" в русском используются. наверное, вольные масоны было бы правильнее всего.

3) о, я много хорошего слышала про этот фильм! надо в конце концов посмотреть как-нибудь.
я тоже очень люблю такие моменты. в анимированном Беовульфе был такой момент, где главный герой хвалится, в соответствии с законами жанра, про то, как он там под водой сражался с чудовищами и победил, и одновременно нам показывают, как оно было на самом деле. :)

4) я полагаю, тут два фактора: деньги и многоступенчатость процесса. поэтому было бы интересно глянуть на исходный роман. там много чего могли впихнуть и поменять по ходу дела, для пущего эффекта. ну и если бы это был просто фильм, а не Раскрытие Правды, я думаю, что он не достиг такой популярности. вчера, например, он трендил в Канаде 8-м на Нетфликсе.

amarinn

2 months ago

queyntefantasye

2 months ago

amarinn

2 months ago

queyntefantasye

2 months ago

amarinn

2 months ago

queyntefantasye

2 months ago

mikeiva

2 months ago

gianthare

2 months ago

queyntefantasye

2 months ago

Чудовищно ругался на этот фильм после просмотра. Немногочисленные археологические моменты с точки зрения археологии чудовищны и нелепы. И да, ненужные социальные связи тоже хотелось проматывать, ничего для фильма они не дали.

Но случайно посмотрел вначале фильм с тем-же названием 2018 года, триллер. Главные герои там весь фильм копают торфянники в поисках трупа и я, мельком увидев до этого трейлер от фильма 2021 года, до самого конца ждал, когда же они откопают корабль..
О! а скажите что-нибудь про этот фильм с точки зрения археологии. Потому что я очень мало знаю про археологию, практически ничего, но все равно подозревала неладное. Момент с обвалом траншеи был настолько странен, что даже я не смогла suspend my disbelief.

История, рассказанная Вами во втором абзаце, безумно смешна! наверное, это очень оживило просмотр триллера, придало ему особый смысл.
а что триллер, стоит смотреть?

panda666

2 months ago

queyntefantasye

2 months ago

panda666

2 months ago

queyntefantasye

2 months ago

А то, что мужа Пегги сделали геем, это вы не заметили?
Почему же не заметила? У меня написано: "А Стюарт Пигготт и женский чувственный потенциал тоже ни во что не ставит, так как испытывает Чувство к собрату по раскопкам, а не к жене."
Но так как про ориентацию Стюарта Пигготта ничего толком неизвестно, комментировать это режиссерское решение мне трудно.

vitalii_2

2 months ago

queyntefantasye

2 months ago

vitalii_2

2 months ago

queyntefantasye

2 months ago

Ну, эта ... вся британская культура насквозь пропитана лицемерием. Даже Маугли с Винни Пухом.

Увидел - кокни !




и потом проваливается ногой в артефакт шестого века

Так она не должна была же проваливаться?
Вот!
несмотря на малый вес, все равно ухитряется провалиться.
Спасибо, чертовски интересный анализ!
Вам спасибо!
Хороший обзор, спасибо!
Давным давно, возможно до вашего рождения, в США была знаменитая дикторша Джессика Савич. Она трагически погибла очень молодой. Сначала вышла в свет ее биография, потом эту книгу решили экранизироватъ. Причем, ни абы кто стал писать сценарий, а Джордж Грегори Данн и его жена ДЖОАН ДИДИОН (курсив мой). Ну-c, эта эпопея длилась лет 8, с бесконечными изменениями и переделками по требованию киностудии. В конечном итоге, в главных ролях снялись Роберт Редфорд и Мишель Файфер. Ничего общего не только с жизнью Джесссики, с книгой о ней и даже с оригинальным сценарием этот фильм не имел. Данн рассказывал, что когда он с возмущением после очередного требования переписать сценарий, спросил продюсера, про, что, собственно, будет этот фильм, продюсер ему ответил: про двух кинозвезд.

о да, я много подобных историй читала.
поэтому мне было бы очень интересно посмотреть на роман, по которому это кино сделано. как-нибудь дойдут руки.

fiona_grady

2 months ago

queyntefantasye

2 months ago

kymyl

2 months ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →