дикий филолог (queyntefantasye) wrote,
дикий филолог
queyntefantasye

Category:

и были они рыжие и зеленоглазые...

Этим постом мастер Гамбс открывает серию про охоту за ведьмами в попытке борьбы с некоторыми популярными стереотипами.*

Стереотип первый: борцы с ведьмами особенно охотились за рыжими (иногда добавляется - и зеленоглазыми). Приверженцы этой идеи могут, кроме того, нравоучительно добавить, что именно поэтому в Европе так мало рыжих.

Откуда у этого популярного стереотипа растут уши, мне не известно. Он явно возник не раньше середины восемнадцатого века (так как последние суды происходили незадолго до того), а этим периодом я занимаюсь очень мало. Подозреваю, что на самом деле он родился гораздо позже - век девятнадцатый, а то и начало двадцатого, когда рыжие волосы начали ассоциироваться с романтическими героинями (Анжелика, конечно, а также, например, Ann of Green Gables**). Эта мысль проскакивает и в англоязычном интернете, но первый раз я о ней узнала именно в русской компании, где присутствующие уверяли, что именно так им говорили в России в школе-университете.

Так вот: в христианской культуре существует одно-единственное определение ведьмы. Ведьма - это та***, кто заключила контракт с дьяволом (в какой бы форме он ей не явился), приняв его помощь в обмен на свою христианскую душу. Контракт не обязательно существует в письменной форме и даже не обязательно обсуждается двумя сторонами, но сознательно приняв помощь дьявола, ведьма тем самым отрекается от христианской церкви и в будущем должна будет приложить специальные усилия, чтобы в нее вернуться. Внешность (цвет глаз, волос, рост, вес, особые приметы), возраст, пол тут не играет и не может играть никакой роли. Даже полеты на шабаш и т.д. вполне опциональны.

Почему же эта мысль настолько естественно воспринимается русской культурой? Мне кажется, дело в том, что определение ведьмы в постсоветском пространстве до сих пор по большей части языческое (несколькими постами раньше я писала о сильных элементах язычества в православии). Считается, что ведьмовские способности передаются по наследству, что ведьмами рождаются, а не становятся (в дискуссии, произошедшей на эту тему в русской компании, девушка гордо продемонстрировала седую прядь волос, которая была у нее с детства и, по ее мнению, указывала на ее особенный статус и колдовские силы). Естественно, к христианству это никакого отношения не имеет. Конечно, борцы с ведьмами считали, что дети, выращенные родителями-колдунами, могут быть более склонны к общению с дьяволом, но именно из-за воспитания, а не из-за каких-то генетических особенностей.

Но ведь охотники за ведьмами обращали внимание на физические признаки? Да, обращали, на две категории.
Первая - это физические особенности, которые могут заставить кого-то обратиться к дьяволу за помощью, допустим, инвалидность или возраст. Это не значит, что все пожилые люди по определению обвинялись в колдовстве, но бедность, вызванная одинокой старостью, могла поставить человека (особенно женщину) в ситуацию, где она легко могла подозреваться в желании внимания и экономической поддержки, пусть даже и от самого черта. Более того, пожилые люди могли позиционировать себя как ведьмы или ведьмаки, в социальных или экономических целях. При этом прошу иметь в виду, что одинокая старушка, обвиненная в колдовстве, тоже в своем роде стереотип, который далеко не всегда правилен.
Вторая - физические особенности, приобретенные как результат контракта с дьяволом. Это мог быть так называемый "знак дьявола" (the devil's mark) где-то на теле - либо просто участок кожи, лишенный чувствительности (в поисках таких участков в ведьм втыкали иголки), либо выступающий участок кожи, напоминающий сосок (в Англии, в частности, считалось, что ведьмы кормят своих фамилиаров из таких "сосков"). Также обращалось особое внимание на складку кожи между вагиной и анусом: почему-то считалось, что она особенно заметна у ведьм.

Но ведь рыжие волосы упоминаются в "Молоте ведьм"?
Нет! Печально известный "Молот ведьм" (Malleus Maleficarum), о котором я еще напишу, включает много разнообразных и любопытных штучек, но этого в нем не говорится. Откуда же эта ассоциация? Дело в том, что в двадцатом веке "Молот ведьм" был переведен одним сумасшедшим священником по имени Montague Summers, который считал, что ведьмы существуют, и что за ними пора опять начинать охоту. Кроме того, Саммерс написал книжку про вампиров, собрав огромное количество поверий на эту тему. Одно из них гласит: "Those whose hair is red, of a certain peculiar shade, are unmistakably vampires" (те, у кого рыжие, со странным, необычным оттенком, волосы, безусловно являются вампирами). Каким-то образом, через автора-переводчика, эти две работы слились в культурном сознании в одну, а вампиры стали ведьмами.

Но ведь какие-то ассоциации с рыжими волосами были?
Ну были, были конечно. Горячий темперамент, вспыльчивость, высокое либидо. Но за это никого не хватали и не волокли на суд. Елизавета Первая, например, была очень, очень рыжей, но даже когда от нее пытались избавиться - сначала отец, потом сводная сестра - никому и в голову не пришло обвинить ее в колдовстве.


* Заранее скажу, что вся моя информация основана по большей части на Англии, хотя принимает во внимание Западную Европу. Все, что я пишу про ведь, не имеет абсолютно никакого отношения к Восточной Европе и особенно к России, по двум причинам: 1) я мало знаю про этот период в России, и 2) в России не было охот на ведьм как таковых.
**Википедия дает шикарный перевод - Аня из Зеленых Мезонинов. Правда, что ли?
*** Или тот, но об этом позже.
Tags: arôme académique, pop-culture, сеять разумное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments