дикий филолог (queyntefantasye) wrote,
дикий филолог
queyntefantasye

Посмотрела "Семь психопатов" (Seven Psychopaths) и сформулировала для себя, наконец-то, чем мне не понравилось кино "Облачный атлас" (Cloud Atlas).
В книге Митчелла постоянно размывается грань между реальностью и фикцией, причем часто фикцией жанровой - литературным текстом или фильмом. Например, история Луизы Рей возникает в истории издателя Кавендиша в виде манускрипта, который ему присылают с надеждой опубликовать - причем литературного детектива, не основанного ни на какой реальной истории. То есть все разные нити повествования существуют на разных слоях реальности, то становясь полностью призрачными, как в тот момент, когда Сонми смотрит кино о приключениях Кавендиша, то обрастая плотью, когда она же натыкается на почитателей его культа в
горах. В кино же это полностью обрублено: связь между персонажами понимается если не как прямая реинкарнация, то как нечто очень этому близкое, все персонажи и линии повествования полностью реальны, и если уж появляется намек на фикциональность (как обрывок кино о Кавендише), то уж, конечно, с ясной благородной целью - подружка Сонми выучивает из
кино слова "я не потерплю с собой такого обращения!"

Опять же, создатели кино постарались и убрали любую неясность в самих историях: Фробишер уже не просто спит со всем, что рядом, и, разочаровавшись в романтических чувствах, немедленно понимает, что сам себе их и выдумал, а чувствует сильно и глубоко, и даже с женой композитора оказывается в постели как-то между делом. Более того, влюбляется в самого престарелого
композитора после того, как они всю ночь, в единении душ, вместе творят (дочку композитора вообще выбросили из истории, чтобы не смущать зрителя). Сонми со слезами на глазах наблюдает, как конспираторы падают под пулями полиции, в том числе и ее возлюбленный, с кем она только что провела волшебную ночь. Из книги же мы знаем, что, во-первых, фабриканты вообще не способны испытывать сексуальное желание и удовлетворение, а во-вторых, вся эта оппозиционная акция полностью спланирована самим правительством (симпатичный мальчик тоже - подсадная уточка), и сама Сонми это знает - вычислила.

Кино очень красочное, конечно, но и очень голливудское - о том, как любовь и доброта побеждает все, и в конце наступает хэппи энд - много детей, хоть и другая планета. Подружка, с которой я его смотрела, упрекала меня в книжном снобизме - мол, нельзя ожидать, что кино будет во всем повторять книгу. Но в том-то и проблема, что в кино, в общем-то, нету стройности и целостности: там полно деталей, надерганных из книги, которые имеют мало отношения к главной идее, а то и прямо ей противоречат. Например, Мероним из последней истории говорит о Сонми, что ее предали свои же - хотя из истории Сонми в кино это вычистили. Момент, когда жена композитора забирается к Фробишеру в постель, болтается, ни к чему не привязанный. И так далее. А только на душах, связанных через века любовью и добротой, кино, мне кажется, далеко не едет.

C другой стороны, в "Семи психопатах" грань между реальностью и выдумкой размывается постоянно: чего стоят только намеки, с середины кино, что фильм, который пишет и хочет снять главный герой, и есть тот фильм, который мы смотрим. Явно фантастическая история про квакера, преследующего убийцу своей дочери и перерезающего себе горло, вдруг становится пугающей правдой, когда персонаж, к которому мы уже привязались, вдруг разматывает шейный платок. И зритель болтается между небом и землей в блаженном смятении чувств (в моей случае подкрепленным тем, что нам пришлось сидеть в самом-самом первом ряду, вытянувшись параллельнно полу и задрав головы), пока персонажи планируют продолжение своего собственного кино, а линии повествования - и цветные, и черно-белые, и набранные мутным шрифтом в газетах - продолжают пересекаться, врезаясь друг в друга как поезда. И даже ложь, сказанная во спасение и опознанная как ложь, вдруг оборачивается самой правдивой правдой, от которой щиплет в носу, а умерший Ганс, чей голос Мартин слушает в диктофоне, все идет и идет по пустыне, лавируя между кактусами, и говорит с насмешкой, "Dream visions are for fags."

Это идеальное кино в своем роде, я думаю - как пьесы времен Шекспира, которые постоянно кричат зрителю - я ненастоящая,
я выдумка, я всего лишь яркая мишура на сцене - и от этого становятся правдивее правды, потому что мы и сами - мимолетняя яркая мишура.
Tags: intelligence adorable, покопаться
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments