дикий филолог (queyntefantasye) wrote,
дикий филолог
queyntefantasye

Categories:

играл ли Филипп II на кошачьем клавесине?

Пока писала про ведьм, заново заинтересовалась Шарлем Костером: в свое время, «Легенда о Тиле Уленшпигеле» была для меня чуть ли не первым знакомством с шестнадцатым веком. Соответственно, когда я начала заниматься этим периодом профессионально, для меня стало большим сюрпризом, что католические монархи вовсе не дышали серой и не ели детей на завтрак. (Этот момент меня до сих пор удивляет, учитывая, что Костер вроде бы даже из клерикальной семьи и сам учился в духовной школе).

В описаниях испанского Филиппа II, женившегося на Марии Тюдор, мне с детства запомнилось так называемое кошачье пианино, Katzenklavier. Вначале, в письме отцу из Англии, Филипп жалуется, что бунтующие реформисты несправедливо приписывают ему использование такого инструмента:

«Еще они распространяют по городу в  высшей  степени  искусно  сделанную гравюру на меди, и на гравюре этой показано, как  я  заставляю  играть  на клавесине спрятанных внутри  инструмента  кошек,  коих  хвосты  торчат  из круглых дырок, где они защемлены железными зажимами. Какой-то человек,  то есть я, прижигает им хвосты каленым железом, отчего коты стучат лапами  по клавишам и отчаянно мяукают. Я на этой гравюре такой  урод,  что  противно смотреть. Вдобавок я изображен смеющимся.  Но  можете  ли  Вы  припомнить, государь и отец мой, чтобы я  когда-нибудь  прибегал  к  столь  постыдному развлечению? Правда, я иногда забавлялся тем, что заставлял кошек мяукать, но никогда при этом не смеялся. На своем бунтовщическом языке они  именуют сей клавесин "новоизобретенной пыткой" и возводят это в  преступление,  но ведь у животных нет души,  и  всякий  человек,  а  в  особенности  отпрыск королевского рода, вправе замучить их для своего удовольствия».

Впрочем, позже в книге, уже по возвращении в Испанию, Филипп именно так и развлекается по версии Костера: «В  этот  день  король   Филипп,   объевшись   пирожным, был   мрачнее обыкновенного. Он играл на своем живом клавесине  -  на  ящике,  где  были заперты кошки, головы которых торчали из круглых отверстий над  клавишами. Когда король ударял по клавише, клавиша колола кошку, и животное мяукало и пищало от боли».

Где же Костер взял, что Филипп II нехорошо обращался с кошками в свободное время? Оказывается, первое историческое упоминание такого Katzenklavier возможно связано как раз с досвадебным путешествием Филиппа по германским землям. Juan Calvete de Estrella, поэт, гуманист и историк, который был вначале учителем, а потом и компаньоном принца, последовал с ним в это путешествие и издал потом в 1552 году книгу «El felicissimo viaje del muy alto y muy poderoso Príncipe don Phelippe, hijo del emperador don Carlos Quinto Máximo, desde España a sus tierras de la baxa Alemana: con la descripción de todos los Estados de Brabante y Flandes» (тут извините мой маленький-премаленький испанский, если что – «Наисчастливейшее путешествие высочайшего и могущественного (?) принца Дона Филиппа, сына императора Карла Пятого, из Испании в принадлежащие ему нижне-германские земли: с описанием всех государств Брабанта и Фландрии). Фух. Возможно связано потому, что сама я не имела возможности почитать эту книгу и проверить (но подозреваю, что сам Костер такой возможности имел еще меньше). Так вот, если верить более поздним писателям, цитирющим Кальвете де Эстреллу, в Брюсселе, во время народных празднеств, Филипп и Карл наблюдали примерно такой Katzenklavier как часть процессии (только кошачьи хвосты там не кололо, а дергало).

Получается, что если такой Katzenklavier когда-либо и существовал, был он вовсе не личным изобретением и развлечением католического монарха, а как раз-таки карнавальной забавой, предназначенной для увеселения разных классов (а у Костера мы видим пример банального очернения неугодных исторических фигур). Но, к счастью, скорее всего, такие пианино – просто историческая фантазия. Они несколько раз упоминаются между шестнадцатым веком и настоящим временем как гипотетический инструмент, но нет никаких доказательств, что они на самом деле конструировались и употреблялись.

Хотя в 2010 Henry Dagg построил такой уже для современного члена королевской семьи, для принца Чарльза – из игрушечных кошек. И даже сыграл на нем песенку.
Tags: pop-culture, глажка газет утюгом, экскурсы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments