Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

(no subject)

"The Violent Femmes
they bring all their equipment on the bus
and you can't fuck with the Violent Femmes
you cannot fuck with this band!" [тут можно насладиться оригинальной интонацией]

Таков лозунг преподавателя, не водящего машину, и постоянно едущего куда-то с кучей книжек, папок и различной электроники, а также снеди и питья.

Живу я в Торонто, преподаю английскую литературу, специализируюсь на позднем средневековье и ренессансе, а также занимаюсь интерпретациями Шекспира в раннесоветской культуре.

Collapse )

феминитивы в Англии семнадцатого века: пример Маргарет Кавендиш

В дружественном журнале на днях было обсуждение слова "авторка": за и против. У меня своего мнения по этому поводу нет особо, я больше за, но слово "автор" в женском роде меня тоже устраивает (ну, это тлетворное влияние английского, конечно).

Но хочу сказать, что это неизбежная историческая тенденция: когда женщины начинают играть новые роли, в конце концов им хочется для себя новых слов.

Вот у меня пример из пьесы Маргарет Кавендиш "Bell in Campo", опубликованной в 1662. Кавендиш, надо сказать, была женщиной гениальной и восхитительно своеобразной - очень разносторонная писательница, которая жарко интересовалась наукой. Ей даже один раз разрешили присутствовать на заседании Королевской академии наук.


[Портрет, написанный на заказ Абрахамом Ван Дипенбеком, отражает разнообразие её интересов]

Collapse )

Торонто в эпоху короновируса

Ходили гулять, набрели на закрытую детскую площадку: у нас сейчас запретили на них ходить, т.к. ведет к близким контактам. Городские работники на всякий случай связали цепи качелей и затянули желтой лентой сеть для лазания. Такая вот несколько пост-апокалиптическая площадка.

no title

Торонтовским ресторанам и кафе, между тем, разрешили продавать алкоголь на вынос.Collapse )

пандемия и свадебная индустрия

А вот интересно, если пандемия на свадебную индустрию налезет, кто кого сборет?

Вот, скажем, у нас вчера по радио ученые из университета Торонто сообщили радостную весть: у них построенная модель стабилизировалась и вроде бы предвещает теперь, что в Канаде пика заражений не будет. А будет у нас теперь синусоида. Сначала количество заражений спадет, все пойдет на лад, и соц. изоляция расслабится. Потом она из-за расслабления опять поползет вверх, и соц. изоляция опять ужесточится. При таком раскладе прогнозуют 5% заражения по стране (а не 70%, как боялись!). Причем модель они спроектировали на два года, надеясь, что к тому времени либо вакцину найдут, либо вирус мутирует в выгодную сторону, либо мало ли чего. И, как вы понимаете, в течение двух лет послабления послаблениями, а с большими скоплениями народа будет сложно.

И вот свадебная индустрия.Collapse )

Калиф-аист и общий культурный контекст

Вчерашний пост неожиданно привлек внимание масс, причем почему-то вызвал у некоторых незнакомцев раздражение и даже негодование. Я и не предполагала, что на мою песню акына "мне в детстве подумалось, что это сказка из Тысяча и одной ночи, а она нет" будет реакция общественности.

Реакция общественности была следующей:

Collapse )

Мне кажется, у этих комментариев есть некая общая позиция: смутное чувство, что не просто стыдно чего-то (предположительно) общеизвестного не знать, но должно быть стыдно в этом признаваться. И если первый комментатор просто удовлетворился риторическим вопросом в смысле "зачем вообще это было узнавать, если и так все известно", то далее уже последовало обычное про "как этого можно было не знать" и профнепригодность.

Возможно, я слишком глубоко анализирую, но мне это кажется любопытной иллюстрацией к некоторым тезисам Алексея Юрчака в монографии "Это было навсегда, пока не кончилось" (я знакома только с более ранней английской версией). В частности, Юрчак пишет о важности общего культурного контекста для последнего советского поколения, о культуре цитатности и об использовании этого общего контекста для маркировки "своих" и "чужих". В случае с постом о "Калифе-аисте" мы видим, что люди, читая какой-то совершенно проходной пост в жж о том, что кто-то их культурный контекст не разделяет, испытывают достаточно сильные чувства для того, чтобы пристыдить автора поста. Тут особенно интересен последний комментарий, который начинается с извинения (то есть подразумевая, что он должен быть обиден), и далее сообщает обиняками, что если мне не было известно авторство этой сказки, то, должно быть, мне вообще мало что известно.

Пользуясь этим случаем, я признаюсь, кроме того, что мне также до вчерашнего дня не был знаком фильм "Калиф-аист" 1968-го года, и если бы не друг В., я бы так и не узнала, что там творчески переработана песня Битлз "Can't buy me love":

солнцестояние: американский индивидуализм против шведской семьи

"Солнцестояние" - отличный фильм для тех, кто хоррор любит, но смотреть его боится. В этом фильме очень и очень хороша первая треть, которая описывает отношения между главной героиней и её бойфрендом, а также их окружением. В Википедии написано, что вначале фильм был просто про шведских сектактов, а потом режиссера бросила девушка, и он решил, что теперь фильм будет про про плохие отношения одной пары на фоне шведских сектантов.

В результате к тому моменту, как доходит, собственно, до сектантов, зритель уже испытывает искреннее отвращение к главным героям: и к девушке Дани, которая цепляется за своего горе-бойфренда, не давая ему сбежать, как он все норовит сделать; и к мудаку-бойфренду Кристиану, который мало того, что год все никак не сбежит, так еще и врет неубедительно о своей любви в ответ на прямые вопросы, а сам при этом, между прочим, и диссертацию забросил. Немногим лучше и друзья бойфренда: Марк туп как пробка и говорит только о сексе, Джошу интересна в основном его собственная диссертация, а Пелле на этом фоне очень выгодно выделяется, но он и есть, собственно, член шведской секты. Поэтому за них совершенно не страшно, а даже хочется, чтобы с ними уже наконец что-нибудь нехорошее случилось по заслугам.

Collapse )

пролетарский гуманизм по Горькому (приюты для животных, гомосексуализм и дружба народов)

В рабочих странствиях набрела сегодня на статью Максима Горького под названием "Пролетарский гуманизм", напечатанную изначально в "Правде" за 23 мая 1934 года. Там все, в общем, довольно ожидаемо и даже карикатурно: проклятая буржуазия, монструозный мир капитала и фашизма, против которого "грозно встал исторически и научно обоснованный, подлинно общечеловеческий, пролетарский гуманизм Маркса — Ленина — Сталина", он же "подлинно человеколюбивое учение".

Но есть несколько любопытных моментов и в частности то, как Горький гневно характеризует буржуазный мир.
Например, он пишет следующее:

"Казалось бы, что человеческое достоинство английского пролетариата должно глубоко и активно возмутиться фактами цинических насмешек над их безработными братьями, — фактами, вроде следующего:
    "В английском городе Сэррей открылась первая в мире кондитерская для собак. Любой пёс     может получить в этой кондитерской пирожное, а бездомным и голодным собакам     предоставляются в ней пища и ночлег. Открыта эта кондитерская на средства мистера Джемса     Паттерсона, умершего несколько недель тому назад в Брокхорсте."
Бесстыдные, цинические выходки такого типа становятся всё более часты в Англии, государстве "аристократической расы". Весьма возможно, что под этими выходками скрыто ощущение Паттерсонами неизбежности их гибели и выходки эти знаменуют аристократическое стремление Паттерсонов, уходя из жизни, мстительно напакостить в ней возможно больше."

Collapse )

Тартюф с русским акцентом; иммигранты соблазнят вашу жену и отберут дом

В Торонто доехал со стратфордского фестиваля "Тартюф" (из того Стратфорда, который в Онтарио, уточняю на всякий случай). Такая, в общем, крепкая осовремененная постановка, где время от времени вставлены осторожные отсылки на всякие интернетные реалии, типа отфрендживания на фэйсбуке, которым угрожают друг другу поссорившиеся Валер и Мариана. К концу пьесы, впрочем, отсылки начинают довольно очевидно сгущаться в сторону политики и современных обсуждений fake news.

Но один момент: Тартюф почему-то стал русским. Мало того, что он говорит с каким-то пан-славянским акцентом, и даже в какой-то момент специально произносит "slave" (говоря Эльмире, что он ее раб), как "Slav". Так еще и, появляясь в конце пьесы, с удовлетворением замечает, что вот тут-то он и начнет обосновываться в своей новой стране. Более того, заключительная сцена, в которой вмешивается король и все расставляет на свои места, очень очевидно привязана к трампистской Америке. Офицер, арестовывающий Тартюфа, замечает, что король очень озабочен тем, чтобы "сделать наше королевство вновь великим" (make our kingdom great again).

Collapse )

практическое применение Шекспира: "Отелло" как руководство к жизни

Наткнулась на совершенно эпический пост в фэйсбуке по мотивам недавнего убийства студентом МГУ им. Баумана своей соседки. Оказывается, причиной убийства является то, что дети в школе плохо читают Шекспира. И Островского тоже не очень. Потому что если бы они прочли да в деталях обсудили "Бесприданницу" да "Отелло", то никакой трагедии бы и не произошло.  Несколько лет назад у меня в журнале шло бурное обсуждение вопроса, должен ли приличный человек знать, о чем там в "Гамлете" (тут и тут: спойлер - я считаю, что не обязательно). И вот этот фэйсбучный пост с его "читали бы Шекспира, были бы приличными людьми", по-моему, еще один хороший пример того, как довольно поверхностное знакомство с литературой порождает монстров.

Начнем с того, что автор поста, видимо, представляет себе некую сферическую лошадь в вакууме: какое-то идеальное общество, когда-то и где-то существовавшее, которое в массе своей прилежно читало и обсуждало трагические пьесы и, как результат, не насиловало и не убивало. Естественно, что это чистая фикция: мало того, что до двадцатого века общая грамотность была низка, что исключала общее знакомство с трагедиями, так еще есть неудобная историческая правда, что образование и склонность к высоким размышлениям никогда не мешало аморальным поступкам. Любовь высокопоставленных нацистов к Шекспиру (включая "Отелло", между прочим) явно не отвлекала их от геноцида, экспериментов над людьми и так далее. Да и по биографиям драматургов английского Ренессанса - например, Кристофер Марло да Бен Джонсон - видно, что собственное знакомство с жанром трагедии не поставило их на путь пацифизма и высокой морали.

Collapse )

золотая клетка эмиграции

Уже несколько дней с некоторым недоумением наблюдаю на фэйсбуке дискуссию на тему эмиграции.

Предыстория такая: один мой знакомый переехал из Беларуси в Канаду (лет в, навскидку, двадцать пять), поучился тут, поработал. А потом, когда ему было уже за тридцать, получил рабочее предложение от американской компании, у которой есть представительство в Минске, и переехал обратно.

Но так как знакомый все-таки работает в маркетинге, он решил на основе своего эмиграционного опыта создать влог на ютюбе, и рассказать в нем народу о своем опыте. И второй же эпизод называется: "Зачем я переехал из Канады в Минск (этот вопрос мне задавали тысячу раз)".

Во-первых, меня сильно смущает постановка вопроса теми, кто задавал этот вопрос тысячу раз. Такое впечатление, что эмиграция в наши дни - это какой-то исход из Египта, чтобы за спиной десять казней египетских и смыкаются на телах врагов воды Красного Моря. Все-таки не в советские дни живем, из партии уже не исключают. Ежели есть канадский паспорт, почему бы и не пожить в другой стране, особенно, если платить продолжают долларами? Где только люди не живут! Вот Китай сейчас очень популярен среди канадцев, например. Я бы и сама с удовольствием поработала где-нибудь в Восточной Европе, почему бы и нет.

А во-вторых, отдельно порадовали комментарии к влогу на тему ужасов Канады (типа: как мы тебя понимаем, что не смог там жить!). Ну там отвратительный климат (да, на всю Канаду - один климат, если вы вдруг не знали, страна-то крошечная), например, и целая ветка посвящена отсутствию простой русской душевности.

Пишут, скажем: "В Канаде, как один человек на форуме высказался, "золотая клетка" - можно подняться на материальный уровень, но в плане человеческого общения - полный провал. Одиночество и пустота".

Collapse )