?

Log in

No account? Create an account
404. Name not found
queyntefantasye
Вернулись в Рим, нашли там хипстерский бар под названием "404. Name not found".
Нас на самом деле подкупила надпись на доске у входа. Надпись приглашала нас зайти внутрь и попробовать "the worst cocktail some guy on TripAdvisor ever had in his life" (самый плохой коктейль, который какой-то чувак на TripAdvisor когда-либо пробовал в своей жизни). Против такой рекламы устоять мы не смогли. Правда, и местных коктейлей пить не стали. Я вместо этого попробовала местное пиво Дама Бьянка, чувствуя себя при этом почти хипстером. Как-то Рим у меня не ассоциировался до этого с пивом, но оказалось вполне ничего себе, очень освежающе. Вопреки культурным ассоциациям.

козел Марка Шагала в Ватикане
queyntefantasye
В музее Ватикана имеется очень замечательная коллекция современного искусства на религиозные темы. Колекция эта подобрана гораздо более тщательно, чем огромная куча мрамора в начале музея и невероятное количество всяких любопытных штук, рассованных по шкафчикам в его конце (шкафчики живо напомнили мне два длинных часа, которые я ребенком провела на выставке подарков Ленину и Сталину, привезенной в Керчь).

В числе всего прочего, в ватиканской коллекции современного искусства есть картины Марка Шагала, представьте себе. Одну из них я не только больше нигде не встречала, но и в интернете найти ее было трудно. Называется "Распятие (между богом и дьяволом)" - написана, если не врут, в 1943-м году.

Меня там особенно интригует козел с книгой. Он, надо думать, дьявол. Но я ведь видела этого козла раньше. Это разве не он у Шагала на скрипке играет здесь и там, в "Невесте", например? Домашний такой дьявол, вхожий в семью. Всё как мы любим.

старые добрые помпеи
queyntefantasye
В Помпеях мимо нас с maiastra, уставших и присевших на бордюрчик, русскоязычный гид ведет экскурсию.
Говорит им с огромной экспрессией: "И вот, представляете, в то время за одно сольдо можно было купить тарелку супа! Целую тарелку супа всего за одно сольдо. Самого простого, конечно."
"А какие зарплаты тогда были?" интересуется дотошный турист.
"Этого нам неизвестно," строго отвечает гид. "Но всего за одно сольдо - можно было купить тарелку супа. Или, например, услуги какой-нибудь рабыни-проститутки. Все самое простое, конечно."

А потом рванул вулкан и началась инфляция.

неаполь, портрет со скрипкой, картина неизвестного художника
queyntefantasye
На узкой неаполитанской улочке через распахнутые двери видно то магазинчики, то, неожиданно, чью-то кухню, с тарелками на потертой клеенке и включенным телевизором.

Вдруг, через окно: полумрак, горит лампа, у самого окна по столу медленно проходит бледно-апельсиновый кот невероятной пушистости. За котом, под лампой, выплывает сосредоточенное лицо с бородкой: там мужчина, склонясь над столом и не обращая внимания на прохожих, чинит скрипку. Над ним на стене висит клетка с лимонной канарейкой, под клеткой стоит нарядная красная кастрюля. Пушистый кот проходит обратно, принюхивается.

Картина неизвестного голландского художника сбежала из какого-то музея и живет теперь в Неаполе.

пролетарский гуманизм по Горькому (приюты для животных, гомосексуализм и дружба народов)
queyntefantasye
В рабочих странствиях набрела сегодня на статью Максима Горького под названием "Пролетарский гуманизм", напечатанную изначально в "Правде" за 23 мая 1934 года. Там все, в общем, довольно ожидаемо и даже карикатурно: проклятая буржуазия, монструозный мир капитала и фашизма, против которого "грозно встал исторически и научно обоснованный, подлинно общечеловеческий, пролетарский гуманизм Маркса — Ленина — Сталина", он же "подлинно человеколюбивое учение".

Но есть несколько любопытных моментов и в частности то, как Горький гневно характеризует буржуазный мир.
Например, он пишет следующее:

"Казалось бы, что человеческое достоинство английского пролетариата должно глубоко и активно возмутиться фактами цинических насмешек над их безработными братьями, — фактами, вроде следующего:
    "В английском городе Сэррей открылась первая в мире кондитерская для собак. Любой пёс     может получить в этой кондитерской пирожное, а бездомным и голодным собакам     предоставляются в ней пища и ночлег. Открыта эта кондитерская на средства мистера Джемса     Паттерсона, умершего несколько недель тому назад в Брокхорсте."
Бесстыдные, цинические выходки такого типа становятся всё более часты в Англии, государстве "аристократической расы". Весьма возможно, что под этими выходками скрыто ощущение Паттерсонами неизбежности их гибели и выходки эти знаменуют аристократическое стремление Паттерсонов, уходя из жизни, мстительно напакостить в ней возможно больше."

Read more...Collapse )

вино из одуванчиков
queyntefantasye
Давным-давно собираюсь записать эту историю, да все никак руки не доходили. Было это семь лет назад, летом 2012-го года, в начале июня - стояла такая же жара, как у нас сейчас, а жила я тогда в доме коллеги по университету. Коллега с женой уехали в Европу на два месяца, а я присматривала за их четырьмя кошками и собакой Рози, тогда уже очень пожилой.

Сейчас уже и дома того нет, и Рози тоже нет, и одной из кошек, а все равно помнится в огромных деталях, как я дописывала там свою диссертацию, и как уходила от духоты спать вниз на цокольный этаж.

На этом самом цокольном этаже там были вообще впридачу к спальне отдельный туалет с кухней, плюс стиральная машина, плюс морозильник и кладовка, плюс запасы вина. Стоял даже специальный маленький холодильник, чтобы остужать напитки. В нем было несколько банок пива и - неожиданно - бутылка вина из одуванчиков. Когда-то, годы назад, как мне поведал коллега, они его купили в Штатах, но так как-то и не нашлось случая открыть и попробовать, а теперь уже как-то и страшновато стало (какой там у него срок годности?). Если не боишься, выпей сама, сказал мне коллега, но я и обычное вино-то нечасто пью, а уж вино из одуванчиков у меня не ассоциируется ни с чем материальным, а воспринимается только как метафора.

Через месяц...Collapse )

вопрос в студию
queyntefantasye
Надеюсь, что кто-нибудь, побольше моего знающий о раннесоветском театре, может подсказать.

Четвертого апреля 1922-го года в "Жизни искусства" дана маленькая заметочка об Академическом театре драмы, в котором собираются ставить "Отелло" (собственно, почему она и привлекла мое внимание). Кроме того, в заметочке написано: "Труппа сокращена на 40%. Уволены почти все мимисты".
Что за мимисты? То есть я посмотрела определение: у Ожегова "мимист" - это артист, искусно владеющий мимикой. Но ведь это не специализация? Кое-где еще на просторах интернета написано, что это устарелый синоним для слова "мим" - т.е. артист, специализирующийся на пантомиме. Но неужели там было столько мимов, что надо было их упоминать отдельно? В общем, загадка.
Помогите, кто чем может, люди добрые!

Тартюф с русским акцентом; иммигранты соблазнят вашу жену и отберут дом
queyntefantasye
В Торонто доехал со стратфордского фестиваля "Тартюф" (из того Стратфорда, который в Онтарио, уточняю на всякий случай). Такая, в общем, крепкая осовремененная постановка, где время от времени вставлены осторожные отсылки на всякие интернетные реалии, типа отфрендживания на фэйсбуке, которым угрожают друг другу поссорившиеся Валер и Мариана. К концу пьесы, впрочем, отсылки начинают довольно очевидно сгущаться в сторону политики и современных обсуждений fake news.

Но один момент: Тартюф почему-то стал русским. Мало того, что он говорит с каким-то пан-славянским акцентом, и даже в какой-то момент специально произносит "slave" (говоря Эльмире, что он ее раб), как "Slav". Так еще и, появляясь в конце пьесы, с удовлетворением замечает, что вот тут-то он и начнет обосновываться в своей новой стране. Более того, заключительная сцена, в которой вмешивается король и все расставляет на свои места, очень очевидно привязана к трампистской Америке. Офицер, арестовывающий Тартюфа, замечает, что король очень озабочен тем, чтобы "сделать наше королевство вновь великим" (make our kingdom great again).

Read more...Collapse )

увлекательная этимология
queyntefantasye
Вдруг оказалось, что слово "космополит", сыгравшее такую неприятную роль в советском дискурсе, первый раз было использовано в 1576-м году незабвенным англичанином Джоном Ди: алхимиком, математиком, астрономом, астрологом, а также теоретиком морской навигации. Кроме того, Джон Ди известен был своими беседами с ангелами посредством хрустального шара (хотя, надо признать, в шар смотрели его помощники, а сам Ди только записывал), поисками философского камня и защитой королевы Елизаветы от магических атак.

Слово же "космополит" он употребил в своей работе на тему навигации, в которой выдвигал тот тезис, что развитие морских сил помогло бы Британии укрепить свои позиции в мире и снова стать империей. (Опираясь на некоторые средневековые теории, Ди считал, что в свое время славный Король Артур завоевал не только Европу, но и Америку, да и вообще дошел до Северного Полюса - и что морские экспедиции могли бы обнаружить английские поселения на севере, и таким образом неоспоримо установить право Англии на все эти территории.)
Размышляя на тему империальных возможностей Англии, Ди и написал, что настоящий космограф должен осознать себя "космополитом: гражданином и членом целого и единственного мистического всебъемлющего города".

Правда, все равно оказывается, что мистическим городом правят сначала Бог, потом британский монарх, получивший лично от Бога уникальные права на мировую империю. Так что, может, отсюда растет недоверие советских идеологов к безродным космополитам

все, что вы хотели знать о енотах в Торонто
queyntefantasye
Смотрите, это глупый енот, который застрял.
УбедитьсяCollapse )
Это глупый енот, который застрял у меня во входной двери, между внутренней (деревянной) и внешней (стеклянной).
Убедиться еще разCollapse )
Это глупый енот, который застрял у меня во входной двери в три часа ночи.
Второй раз за пять минут.
Ну, во второй раз я уже была готова и пришла через задний двор с телефоном.

Read more...Collapse )